«И ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО» (Мф. 10:36) - история толкования отрывка.

В данной статье будет рассматриваться история толкования отрывка из евангелия от Матфея 10:36 «И враги человеку - домашние его».

Этот отрывок является частью речи Спасителя, которую он произнес при отправлении своих учеников и апостолов на проповедь Благой Вести.

Учитывая тот факт, что в рассматриваемом отрывке речь идёт о семье и близких родственных узах, видится очень полезным произвести анализ его для пользы современной христианской проповеди. Говоря о семейных ценностях, мы часто забываем, что истинная семья – это Церковь, где люди объединены одной верой и, что невозможно достичь единомыслия и мира в доме, если у близких людей различное отношение ко Христу, часто радикально противоположное.

ТОЛКОВАНИЕ ОТЦОВ ЦЕРКВИ.

Историю толкования отрывка Мф. 10:36 «И враги человеку - домашние его», следует начать с параллельных мест Ветхого Завета.
Многие Святые Отцы, которые занимались толкованием этого места, отмечали почти дословное цитирование Господом нашим Иисусом Христом, стиха из книги пророка Михея 7:6, который звучит следующим образом:
«Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его».
Рассматривая данный отрывок в контексте всей книги пророка, можно сделать вывод, что он говорит здесь о состоянии иудейского народа перед большим бедствием – пленением. Гнев Божий не минёт их и они должны понести наказание за грехи свои.
Святой Кирилл Александрийский размышляя над этим отрывком пишет: «Знайте, говорит, что когда Бог воздвигает против вас гнев Свой, тогда перестает оказывать Свое содействие нам и самый закон естества, и сила врожденной любви к ближним по крови и своим по плоти; но они сами будут действовать в отношении друг к другу подобно врагам».[1]
Предчувствуя последние времена и особенные тяготы этого времени Иероним Стридонский, толкуя пророка Михея, советует: «Не верьте друзьям и вождям, и женам, которые могут измениться и действовать смотря по обстоятельствам, так как даже сын и дочь, забывши о воспитании и детстве, восстают против виновников своей жизни и своего тела и наносят бесчестие тем, которых оскорблять даже взглядом есть уже преступление». [2]
Евфимий Зигабен более подробно разбирает этот отрывок и отмечает родственные связи, которые могут привести к нечестию: «В собственном смысле Он сказал, что разделит человека, т. е. сына от отца своего, и дочь от матери своей, потому что по сходству природы сын милее отцу, а дочь – матери. При этом весьма кстати сказал, что разделит невестку от свекрови, потому что невестка оказывала большое почтение, уважение и повиновение свекрови. Невесткой, конечно, обозначил и зятя, разделяющегося от свекра». [7]
Все эти предостережения пророка Михея относятся к богизбранному народу, от которого требуется послушание воле Божией и преуготовление к приходу в мир Спасителя. Зная историю израильтян, их бесчисленные отпадения от Бога, становятся понятными жесткие слова пророка в отношении к ним.
Обращаясь теперь к евангельскому отрывку, мы видим, что в 10 главе Матфея изложена речь Спасителя, обращенная к апостолам, которых Он отправляет на проповедь. Господь даёт советы, указывает на опасности, которым подвергнутся апостолы в это время, призывает к безбоязненному исповеданию Сына Божьего и говорит о тех условиях, в которых будет проходить их проповедь, в частности, указывает на вражду между людьми и трудности в общении даже со своими близкими. Именно в контексте всей речи Спасителя можно понять рассматриваемый нами отрывок.

Наиболее обширное толкование на этот стих принадлежит святителю Иоанну Златоустому (347 - 407 гг.), также толковали его прп. Ефрем Сирин (306 – 373 гг.), блж. Иероним Стридонский (347 – 420 гг.).
Иоанн Златоуст сразу отмечает, что речь Спасителя достаточно жесткая и бескомпромиссная, в этом он видит большое благо: «Поэтому Христос и употребил такой образ речи, чтобы кто не сказал, что Он убеждал их лестью, скрывая от них трудности». [3] Говоря о человеческих отношениях Златоуст пишет: «Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны». [3] Также толкует и блж. Феофилакт Бологарский: «Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение».[6, 128] Когда начнется проповедь апостолов, мир разделится на тех, кто верует и на неверующих. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «каждый дом имел и верующих, и неверных, и вследствие этого на землю послана добрая война, чтобы прекратился худой мир». [5] Это добрая война переносится на семью и святитель Иоанн Златоуст, ссылаясь на апостола Павла пишет: «Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться, не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию». [3] Таким образом, заповедь почитания родителей ограничивается в толковании Златоустого пределами благочестия, которые обязаны соблюдать и родители и дети. Феофилакт Болгарский добавляет: «Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере». [6, 128] В случае того, если единомыслия достичь невозможно: «потому что не помышляют правильно о вере, поскольку Один почитает Бога Так, а другой иначе» [4], следует отделить себя от неблагочестия и остаться в мире с Богом. Иоанн Златоуст используя понятные образы пишет: «Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстановляет спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками». [3] Когда подобные образы переносятся на семью и домашних, становится непонятным как же закон любви исполняется в том случае, когда надобно возненавидеть своих близких, как сказано у евангелиста Луки: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Святитель Иоанн Златоуст со слова «возненавидеть» переносит наше внимание на объект этой ненависти: «Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит». [3] Блаженный Иероним Стридонский вторит ему: «После Бога люби отца, люби мать, люби детей. А если явится необходимость, чтобы любовь к родителям и детям поставлена была в сравнение с любовью к Богу, и если человек не может сохранить той и другой любви вместе, то пусть будет в отношении к Богу любовь, а в отношении к своим – ненависть. Итак, Он не запретил любить отца или мать, но многозначительно прибавил: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня». [5]

Рассмотрев толкования Святых Отцов, мы можем сделать вывод, что Господь цитировал пророка Михея с той целью, чтобы показать слушающим его апостолам, что настало особенное время, которое требует исключительных усилий. Евреи имели представление о предшествующем концу света периоде жестоких испытаний, когда народ захлестнет беззаконие и ненадежность даже ближайших родственников и друзей; и это будет продолжаться до тех пор, пока Господь не придет оправдать уповающих на Него. Иисус Христос выдвигает требование, показавшееся большинству Его слушателей непостижимым. Любовь к родным, особенно к родителям, была для евреев священным долгом; единственный, Кто мог по праву требовать к Себе большей любви, был Сам Бог. [8]

СОВРЕМЕННЫЕ ТОЛКОВАНИЯ.

Обращаясь теперь к рассмотрению современных толкований указанного отрывка, следует обратить особое внимание на комментарии Уильяма Баркли (1907 – 1978 гг.) и Б.И. Гладкова (1847-1921 гг.), которые отличаются яркой образностью и доступностью. Также, на комментарии арх. Аверкия (Таушева) (1906-1976 гг.), в которых он доносит святоотеческое толкование на современном языке. Важно упомянуть архиепископа Вениамина (Пушкаря) (род. 1938 г.), который также составил небольшой комментарий на исследуемый отрывок.

Мф. 10:36 у У. Баркли входит в раздел под названием «Борьба вестника Царя», который объединяет стихи с 34 по 36 десятой главы. В начале своего комментария, подобно древним толкователям, Баркли говорит об особенном настроении речи Спасителя: «Нигде более ясно не проявилась абсолютная откровенность Иисуса, чем здесь. Здесь Он ставит христианину самые жесткие и бескомпромиссные требования». [9] Говоря о трудностях, которые возникнут у апостолов, Господь Иисус Христос говорит очень резко и настойчиво, перед ним живо представлялись те условия, в которых они будут проповедовать: «предвидя вражду, какая возникает у закоренелых язычников по отношению к принявшим новое учение, зная наперед, что среди членов одной и той же семьи одни примут проповедь Апостолов, другие же будут коснеть в язычестве, и что ненависть последних к новому учению будет так велика, что перед ней не устоят самые крепкие узы родства, что брата, исповедника новой веры, брат-язычник выдаст гонителям, а отец — сына, что дети-язычники будут даже убивать своих родителей» [13] Господь уподабливает это всё войне и говорит, что «не мир пришел Я принести, но меч» Мф. (10:34). Борьба, о которой говорится в Евангелии, вызвана вмешательством Бога в ход истории: «Любая вставшая новая великая проблема всегда должна разделить людей: одни должны отреагировать положительно на вставшую проблему, а другие должны отклонить ее. Встретиться с Иисусом – значит неизбежно встать перед выбором: принять Его или отвергнуть Его. Мир всегда разделен на тех, кто принял Христа и тех, кто не принял Его». [9]
Архиепископ Аверкий пишет в том же смысле: «несогласия и вражда между людьми является необходимым следствием пришествия Господа на землю, так как злоба людей поднимет ожесточенную вражду против Царства Божия, его проповедников и последователей». [10] Выбор, который стоит перед человеком, уверовавшим во Христа поистине сложен: «человек иногда вынужден выбирать между самыми тесными мирскими связями и верностью Иисусу Христу». [9] «Для служения Христу надо жертвовать всеми земными привязанностями, даже семейной любовью». [10]
Архиепископ Вениамин перефразирует слова Спасителя пишет: «Почитай и люби своих родителей, заботься о них в старости, повинуйся им; но если они станут принуждать к нарушению Моих заповедей, не слушайся их. Если ты так любишь отца своего, что в угоду ему готов нарушить заповеди Мои и тем доказать ему, что любишь его более, нежели Меня, то ты недостоин Меня». [11]
Резюмируя свой комментарий У. Баркли констатирует факт, что «верность Богу стоит выше всякой другой верности». [9]

Некоторые комментаторы, однако, говорят о том, что в словах Христа скрывается Его желание увидеть крепкие христианские семьи у своих последователей.
О. Георгий Чистяков в своей книге «Над строками Нового Завета» рассуждает об отрывке и пишет: «Для чего Христос говорит такие радикальные фразы? Чтобы мы увидели в наших детях, родителях, в самых близких нам людях братьев и сестёр во Христе. Это то, что даётся труднее всего, но именно к этому зовёт нас Господь, произнося свою парадоксальную фразу. Он призывает перестроить «вертикаль» взаимоотношений на «горизонталь». Разгляди в своей матери сестру во Христе, а в сыне — брата во Христе, и тогда что-то поймёшь. И тогда действительно жизнь станет другой, в ней появятся новые тона, откроются новые горизонты». [12]

Таким образом, современные толкования в целом продолжают мысли Святых Отцов. Они объясняют слова Спасителя через призму исторических обстоятельств, в которых оказались последователи Христа, идущие на проповедь Его учения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cвятитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Михея.
2. Блаженный Иероним Стридонский. Две книги толкований на пророка Михея.
3. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея.
4. Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Четвероевангелие.
5. Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею.
6. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на святое Евангелие. В двух томах. Т.1. Толкование на Евангелие от Матфея и от Марка. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 543 с.
7. Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея.
8. Культурно-исторический комментарий. Новый Завет.
9. Баркли Уильям. Комментарии к Новому Завету.
10. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
11. Вениамин (Пушкарь), архиепископ. Священная история Нового Завета.
12. Чистяков Георгий, иерей. Над строками Нового Завета.
13. Гладков, Борис Ильич. Толкование Евангелия.

Иерей Павел Лукин



Интеллектуальная собственность iveron.hram.by © 2013-2016